Айрат Мардеев: «Дакар» – всегда особое событие. Погиб ильгизар мардеев Мардеев камаз

выполнили программу-максимум, заняв весь подиум в зачёте грузовиков. Впервые чемпионом ралли-многодневки стал 28-летний Айрат Мардеев. Свою победу он посвятил отцу Ильгизару Мардееву, разбившемуся на квадроцикле в августе 2014 года.

Сын за отца

– Мой отец был пилотом «КАМАЗ-мастер», так что я вырос в атмосфере особого отношения к «Дакару». Когда отец возвращался домой, он рассказывал мне много историй о гонках в Африке. Именно отец научил меня тому, как важно работать в команде.

– Отец финишировал на подиуме два раза, но так и не стал чемпионом «Дакара». Надеюсь, теперь он смотрит на нас, радуется очередной победе «КАМАЗ-мастер» и фамилии Мардеев на победном трофее.

Подготовка

– Наверное, сложно поверить, но я и вся наша команда уже сейчас переполнены желанием вернуться на «Дакар» в следующем году. Но для начала нам придётся погрузить наши грузовики и проделать путь свыше 5000 километров на базу в Набережные Челны. После этого у меня будет несколько дней отдыха, которые я планирую провести с женой и матерью. Потом вместе с командой мы отправимся в Москву, где пройдёт общение с прессой. А вот после этого всё мое внимание будет приковано к подготовке в ралли «Дакар-2016».

Традиции

– Трое из четырёх действующих пилотов команды «КАМАЗ-мастер» выигрывали чемпионов «Дакар», и я рад, что присоединился в этом списке к Эдуарду Николаеву и Андрею Каргинову. К тому же, в этом году команда сделала золотой хет-трик, заняв весь подиум. Хочу поблагодарить Владимира Чагина и наше руководство за возможность соревноваться с такими сильными пилотами. Но вне трассы мы всегда остаёмся друзьями и поддерживаем друг друга.

Заслуга всего экипажа

– Каждый член команды приложил усилия к этому великому результату для «КАМАЗ-мастер». Поэтому, помимо пилотов, на чемпионском подиуме стоят ещё шесть членов команды.

– Стоит высказать отдельные слова благодарности экипажу Дмитрия Сотникова. Мы не нуждались в помощи машины-технички Дмитрия, но всю дистанцию преодолели с уверенностью, что он придёт на помощь, если это будет необходимо. Работу пилота технички много раз выполнял мой отец, поэтому я знаю, что это особый навык.

– Что касается парней, финишировавших со мной в кабине, то они проделали фантастическую работу на каждом этапе. Здорово, что мы победили, ведь наш штурман Айдар Беляев – один ветеранов команды, и он дважды выигрывал гонку раньше. С другой стороны возрастной шкалы находится механик Дмитрий Свистунов. Для этого молодого парня нынешний «Дакар» стал первой гонкой такого уровня, и он сразу же стал чемпионом. Я сказал ему, что подобное происходит крайне редко.

В интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву рассказал об ожиданиях от предстоящих стартов сезона, отметил важность участия в "Шелковом пути"-2017 голландца Жерара де Роя, поделился впечатлениями от поездки в Крым на этап чемпионата России по ралли-рейдам, а также раскрыл некоторые секреты команды.

Стартуете на "Шелковом пути"-2017 в ранге действующего чемпиона, насколько этот факт давит и усложняет задачу?

Давление, естественно, есть. Один раз я уже стартовал в ранге победителя "Шелкового пути", это действительно непросто. Мы тогда лидировали практически всю гонку, а в предпоследний день потеряли позиции и даже не попали на подиум. Это очень серьезная гонка, расслабляться нельзя ни на секунду. Впереди предстоит большая работа, важно показать хороший результат, поэтому сделаем все возможное, чтобы не разочаровать наших болельщиков и партнеров.

Удалось уже изучить новый маршрут? С профессиональной точки зрения сильно ли он отличается от прошлогоднего?

Подробно еще не изучал маршрут, но знаю, что лиазоны будут короче, это очень радует.

- На тысячу с лишним километров короче.

Это было одно из замечаний по прошлому году, но в то же время мы понимаем организаторов и "Дакара", и "Шелкового пути": без лиазонов никуда ты не денешься. Связать три страны и огромные расстояния по-другому никак не получится. Рады, что получилось сократить лиазоны и увеличить спецучастки, так что гонка, как я думаю, будет еще интереснее и динамичнее. И зрителям понравится.

- Немного удлинили маршрут и по территории России. Насколько для вас этот момент принципиален?

Естественно, хотелось бы по России поездить побольше. В прошлом году этого не удалось, практически был один спецучасток. В этом году возможности шире, и это только плюс. При этом подобные просьбы звучали не только от нас, но и от других участников ралли. Есть интереснейшие места, которые можно показать соперникам. Та же наша любимая Астраханская область. В свое время (Стефан) Петерансель назвал ее одним из самых сложных испытаний в карьере - убойные, очень требовательные к автомобилю и физической форме спецучастки.

"В Крыму нашли то, что искали по всей стране"

Проезжать за год с разницей в полгода таких два масштабных марафона, "Дакар" и "Шелковый путь", весьма непросто?

Действительно сложно. А ведь кроме "Дакара" и "Шелкового пути" есть еще и чемпионат России, в котором тоже участвуем. Плюс куча тестов, вещей, которые пробуем и испытываем. Все это очень усложняет жизнь, хотя для нас, для пилотов, чем больше гонок, тем лучше. Для нас это нормально, а для руководства и партнеров - другое дело, накладки иногда случаются. Но мы будем участвовать и в "Шелковом пути", и в "Дакаре", и в Africa Eco Race, продолжать максимально принимать участие в крупных проектах.

- Недавно прошел этап чемпионата России в Крыму, какие впечатления оставил этот старт?

Все классно и здорово! Наконец-то организаторы обратили внимание на наши просьбы о том, чтобы разнообразить чемпионат России, найти новые места, новые локации, и у них это получилось. Крым очень интересен, много новых трасс. Каменистые участки нашли, которые мы искали по всей России, не могли найти, а они вот, в Крыму! Я лично пробил два колеса, из-за чего отдал первое место в гонке (смеется). Настоящий ралли-рейд. Думаю, что организаторы в следующем году его удлинят, это была все же, как говорится, "проба пера". Всем участникам понравилось, но ждем новых трасс в новых регионах. Россия у нас большая, можно осваивать огромное количество мест.

- Количество зрителей и болельщиков в Крыму удивило? Было ощущение, что как будто на "Дакаре" едете.

Крым и крымчане нас очень хорошо встречали. Очень много болельщиков, это удивило. Приятно удивило. Многие подходили, просили, чтобы мы приезжали еще и еще. Поэтому приятно были удивлены, что нас так любят, ждут и болеют. Будем приезжать. Несмотря на то, что гонка была всего два дня, мы все равно приехали, несмотря на расстояние. Да и в первом этапе чемпионата России мы всегда принимаем участие. Неважно, где он проход, хоть в Сибири, поедем все равно.

О конкуренции с де Роем

Участие Жерара де Роя в "Шелковом пути"-2017 для вас меняет статус этого марафона? Все же конкуренция становится по-настоящему нешуточной.

Нас это радует, что де Рой приедет. Он и в прошлом году планировал, но по ряду причин не получилось. Выставляет три машины, это для нас только повышает интерес. Будет и (Мартин) ван ден Бринк, команда "Рено", которая также выставляет три очень хороших автомобиля. Конкуренция будет очень высокой и плотной. Зачем вообще гоняться, если нет конкуренции? Это самое важное.

Де Рой продолжает нелестно отзываться о "Дакаре", о маршруте гонки, поэтому в следующем году он поедет в Африку. Правда ли, что "Дакар" становится настолько скучным?

Я не совсем согласен с ним. В этом году организаторы сделали большой шаг на "Дакаре". Сделали интересную трассу. Не скажу, что она была скучной. Она была разнообразной, ввели много бездорожья. Были огрехи в организации, в каких-то бытовых вопросах, плюс решения об отмене некоторых спецучастков, с которыми мы были не совсем согласны. Но думаю, что и над этим они тоже будут работать. Вообще, это же хорошо, когда есть два таких больших проекта, как "Шелковый путь" и "Дакар". Они стимулируют друг друга, не позволяют расслабляться. А для спортсменов это интересно. А то, что де Рой поедет в Африку… Думаю, он поедет туда, куда поедем мы (улыбается).

- На гонке в Африке "КАМАЗ-мастер" тоже всегда серьезно представлен.

Да. Всем же важно не только выиграть "Дакар" или африканскую гонку. Всем важно опередить "КАМАЗ". И для де Роя тоже важна конкуренция, важно победить в упорной, честной и тяжелой борьбе.

- То есть, не будь на Africa Eco Race "КАМАЗ-мастер", вряд ли бы де Рой туда поехал?

Конечно! Что ему там делать тогда?!

Презентация нового грузовика

- По поводу следующего года уже думали в команде, кто поедет в Латинскую Америку, а кто - в Африку?

Нет. Это будет позже, а пока у нас одна цель - это "Шелковый путь", куда выставляем пять грузовиков. Составы экипажей будут объявлены чуть позже. А про "Дакар" и Africa Eco Race речи пока не идет. Да, едем и туда, и туда, по крайней мере, к этому готовимся. А там уже как решит руководство, разные вопросы возникают, в том числе финансовые, все понимаем. Хотя как спортсмены мы бы ездили вообще везде! Но понимаем, что все зависит от финансовых возможностей. Пока у нас впереди "Шелковый путь", где надо показать хороший результат.

- Кстати, на какой стадии сейчас работа по новому двигателю?

Да, литраж поменялся, с 2019 года все должны будут ехать на "Дакаре" не более чем на 13-литровом двигателе. Давно ведем работу над новым мотором. И сейчас на "Шелковом пути" будет презентован новый автомобиль от нас, с новым двигателем. Также и "капотник" поедет, тоже с новым двигателем. Чуть позже все узнаете подробнее. Но двигатель еще не выезжал, в эти дни буквально должен завестись, будет первый выезд, на стенде он показал хорошие результаты.

Вчера вечером новости принесли страшную весть - погиб Ильгизар Мардеев, разбился на квадроцикле.

Я не могу поверить, что этого жизнерадостного и целеустремлённого человека больше нет с нами. Вот только на днях я видел его улыбающегося на фотографиях парней, приехавших в Челны в гости к команде...

Вечная память великому человеку.

Держись, команда...

Под катом материал от "КАМАЗ-мастер".


Невозможно поверить, что Ильгизара, полного жизни, устремлений и новых планов больше нет с нами. Для всех нас это огромная и невосполнимая потеря. Ушёл из жизни человек необыкновенного обаяния, таланта и трудолюбия. Ильгизар Азатович отдавал себя любимому делу без остатка и пользовался неоспоримым авторитетом, всегда отличался беззаветным мужеством, упорством в достижении поставленных целей, неустанным стремлением к новому.

Судьба уже испытывала его на прочность. Чудом выжив после страшной аварии 2005 года, он только благодаря своей огромной воле, поддержке семьи и коллег не остался прикованным к инвалидному креслу. Более того, уже через год, превозмогая сильнейшие боли Ильгизар Мардеев привел свой экипаж и всю команду к серебряным наградам ралли «Дакар-2007».

Имя Ильгизара Мардеева неразрывно связано с историей команды «КАМАЗ-мастер» со дня ее основания. За все эти годы он показал себя отличным товарищем и надежным пилотом. Именно поэтому ему была доверена сложная роль пилота быстрой технички на гоночной трассе. Одновременно, являясь начальником производства, Ильгизар руководил подготовкой машин к соревнованиям. Во всех победах команды, безусловно, его огромная заслуга.

Невозможно найти слова утешения и примирения со страшной несправедливостью судьбы для родных и близких.

Лейсан Гаяновна, Айрат, Резеда, Ксения, в этот тяжелый момент мы с вами.

Ильгизар, ты всегда будешь в наших сердцах!

Светлая память!

Команда "КАМАЗ-мастер"

Cвою трудовую биографию на «КАМАЗе» Ильгизар Мардеев начал в 1975 году как фрезеровщик экспериментального цеха при Управлении Главного конструктора. После службы в армии поступил на работу на завод двигателей КАМАЗа, пройдя путь от слесаря до инженера по испытаниям двигателей. По его словам, профессией испытателя автомобилей, а также гонками, он увлекся еще в детстве, когда случайно по телевизору увидел, как машина каскадера едет по спирали. В 1986 году Ильгизар переходит в Научно-технический центр КАМАЗа, где занимается изготовлением «Багги» и как механик, принимает участие во всесоюзных соревнованиях и гонках на Кубок Европы по этому виду спорта.

С 1992 года он становится постоянным участником международных ралли-марафонов в качестве водителя машин технической поддержки. В 1997 году пробует себя в качестве штурмана спортивного экипажа, а в 2002 году пересаживается в кресло пилота.

В 2007 году на «Дакаре», когда лидирующий экипаж В.Чагина попал в аварию, Ильгизару пришлось вступить в упорную борьбу с именитыми соперниками, защищая честь команды. И его экипаж завоевал серебро Дакара!

В 2011 году в упорной борьбе его экипаж занимает 4-е место на ралли "Дакар", вырвав на финише несколько минут у очень серьезного соперника - Франца Эхтера. Впервые в истории все первые 4 места заняли камазовские экипажи.

Работая начальником производства Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», Мардеев И.А. организует весь спектр работ по сборке и испытаниям гоночных грузовиков. Его старший сын - Айрат Мардеев, пошел по стопам отца, активно занимается картингом, является пилотом команды «КАМАЗ-мастер».


По меркам ралли-рейдов, пилот «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев ещё совсем молодой гонщик, ему всего 30 лет. Тем не менее, Айрат уже считается одним из сильнейших гонщиков в своей категории – на его счету победа на «Дакаре» в 2015 году, победа на «Шёлковом пути» в 2012-м и 2016-м, и ещё множество других успехов – побед и подиумов.

На очередной «Дакар» он отправляется в статусе одного из четырёх фаворитов – и все четыре выступают за «КАМАЗ-мастер». Тем не менее, в ралли-рейдах никогда не бывает легко, а нынешняя гонка обещает быть особенно сложной для всех участников. В интервью сайт Айрат рассказал о том, чего ждёт от своего восьмого «Дакара».

Вопрос: Айрат, этот «Дакар» будет для вас уже восьмым. Есть что-то новое в ощущениях, или выступление на этом марафоне и вообще на ралли-рейдах уже превратилось для вас в обычную работу?
Айрат Мардеев: Конечно же, «Дакар» – это всегда особое событие. На этот раз он будет юбилейным, что накладывает на нас ещё большую ответственность. Организаторы обещают, что трасса будет сложнее, нас ждёт больше песков, в число стран, по которым проходит гонка, вернулась, наконец, Перу – думаю, будет очень непросто.

Вопрос: Каким образом возвращение Перу влияет на характер маршрута?
Айрат Мардеев: Будет больше песков. Традиционно все песчаные этапы на южноамериканском «Дакаре» проходят в Перу и Чили. Чили в этом году нет, но вернулась Перу, и там будет интересно. Тем более, что эта часть маршрута нас ждёт в самом начале марафона, это делает задачу ещё сложнее. С последних выступлений в песках у всех прошло несколько месяцев, все что-то подзабыли, но времени для раскачки не будет.

Вопрос: Чем машина, на которой вы поедете на этом «Дакаре», отличается от той, что вы пилотировали на «Шёлковом пути»?
Айрат Мардеев: Главное отличие – коробка передач. На «Шёлковом пути» мы испытывали автоматическую трансмиссию, на «Дакаре» вернёмся к механической. С автоматом мы ещё будем работать в следующем году, но на главной гонке в году используем проверенные решения. Кроме того, поработали над развесовкой, над центром тяжести – постарались опустить его как можно ниже. Важное изменение – все машины будут с пружинными амортизаторами. Мы давно испытывали это решение и, наконец, используем его в боевом режиме. Наши конкуренты используют пружины уже давно, мы же не так быстро внедрили это решение, потому что были вопросы с надёжностью. Мы же хотели быть абсолютно уверены в них. Теперь это так, и, уверен, это добавит нам скорости на бездорожье.

Вопрос: Почему вы отказались от «автомата»? В чём его минусы?
Айрат Мардеев: Мы от него не отказались, над этим решением будем работать и дальше. Просто не используем на «Дакаре». Одна из проблем с автоматической трансмиссией заключается в том, что эта коробка была куплена нами у команды MKR Марио Кресса, выступающей в европейском чемпионате по гонкам грузовиков – у производителя этих коробок ZF с ними эксклюзивный контракт. Из-за этого есть ряд ограничений – мы не можем залезать внутрь коробки, не можем её дорабатывать, адаптировать и так далее. Каждое действие нам приходилось согласовывать, а это, на мой взгляд, для команды нашего уровня неприемлемо, мы хотим сами всё контролировать. А самое важное – отсутствие трансмиссионного тормоза. Точнее, он есть, но недостаточно эффективен, а его логика управления не совсем подходит для спорта, для наших задач. Поэтому теперь мы направили свои усилия на работу с другими вариантами автоматической коробки, а на «Дакар» поехали без неё.

Вопрос: Из-за этого на «Шёлковом пути» вам приходилось больше использовать тормоза?
Айрат Мардеев: Да, именно. Мы больше нагружали тормоза, температура колодок и их износ были значительно выше. За «Шёлковый путь» мы износили четыре комплекта тормозов, хотя обычно уходит только два.

Вопрос: Какой из экипажей начнёт гонку в качестве «боевой технички»?
Айрат Мардеев: Начинать будет Антон Шибалов, а затем, по ходу гонки будем смотреть на результаты – возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше.

Вопрос: На «Шёлковом пути» все четыре экипажа использовали разные грузовики. На «Дакаре» разница тоже будет, или они больше похожи?
Айрат Мардеев: Нет, на этот раз разницы почти нет. Три машины совершенно одинаковые – у меня, Эдуарда Николаева и Антона Шибалова. Разница только в том, что у Эдуарда другие колёса, а на грузовике Антона, как я уже сказал, на первом этапе будет установлен блок с запчастями. Что касается машины Дмитрия Сотникова, то она отличается, на ней стоит рядный 6-цилиндровый 13-литровый мотор, соответствующий регламенту 2019 года. Конечно, у всех у нас разные настройки, подвеску и тормоза каждый подстраивает под себя.

Вопрос: Это последний «Дакар», на котором позволено использовать двигатели объёмом более 13-и литров. Это для вас что-то значит? Вы хотите оставить последнюю победу на 16-литровом моторе за собой, или уже ждёте, когда, наконец, получите возможность выступать на 13-литровом двигателе?
Айрат Мардеев: Я каждый год рассматриваю в отдельности, хочу выиграть каждый «Дакар», в котором участвую. Этот, разумеется, не исключение. Конечно, если всё сложится удачно и получится победить, то будет приятно осознавать тот факт, что мы ещё и оставили за собой последний успех на моторах V8 объёмом 16 литров. Но пока об этом говорить рано.

Вопрос: У вас день рождения 1 января, так что все последние годы вы отмечали его уже там, в Южной Америке, вдали от семьи. На этот раз, так как гонка стартует позже, будет возможность отметить его с семьёй. Вы рады?
Айрат Мардеев: Конечно, я очень рад! Восемь лет я не был дома на Новый год и день рождения, так что очень приятно, что, наконец, смогу провести их с близкими.

Вопрос: Но отметить как следует не удастся, ведь на следующий день у вас самолёт!
Айрат Мардеев: Да, но ничего страшного! (смеётся) На самом деле, мы спортсмены, так что в любом случае соблюдаем режим. Ну и во вторых – да, на следующий день вылетаем в Перу, на гонку. На самом деле всё равно мысли уже будут там, на «Дакаре». Так было практически весь декабрь – мы думаем только о гонке, готовимся, настраиваемся, так что сложно переориентироваться на праздники. Это не как в детстве, когда ждёшь 31 декабря целый год – в последнее время это был просто очередной день календаря. Хотя, на этот раз, думаю, всё же будет немного иначе – ведь я буду с семьёй.

Айрат Мардеев: «Дакар» – всегда особое событие. По меркам ралли-рейдов, пилот «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев ещё совсем молодой гонщик, ему всего 30 лет. Тем не менее, Айрат уже считается одним из сильнейших гонщиков в своей категории – на его счету победа на «Дакаре» в 2015 году, победа на «Шёлковом пути» в 2012-м и 2016-м, и ещё множество других успехов – побед и подиумов. На очередной «Дакар» он отправляется в статусе одного из четырёх фаворитов – и все четыре выступают за «КАМАЗ-мастер». Тем не менее, в ралли-рейдах никогда не бывает легко, а нынешняя гонка обещает быть особенно сложной для всех участников. В интервью F1News.Ru Айрат рассказал о том, чего ждёт от своего восьмого «Дакара». Вопрос: Айрат, этот «Дакар» будет для вас уже восьмым. Есть что-то новое в ощущениях, или выступление на этом марафоне и вообще на ралли-рейдах уже превратилось для вас в обычную работу? Айрат Мардеев: Конечно же, «Дакар» – это всегда особое событие. На этот раз он будет юбилейным, что накладывает на нас ещё большую ответственность. Организаторы обещают, что трасса будет сложнее, нас ждёт больше песков, в число стран, по которым проходит гонка, вернулась, наконец, Перу – думаю, будет очень непросто. Вопрос: Каким образом возвращение Перу влияет на характер маршрута? Айрат Мардеев: Будет больше песков. Традиционно все песчаные этапы на южноамериканском «Дакаре» проходят в Перу и Чили. Чили в этом году нет, но зато вернулась Перу, и там будет интересно. Тем более, что эта часть маршрута нас ждёт в самом начале марафона, это делает задачу ещё сложнее. С последних выступлений в песках у всех прошло несколько месяцев, всё что-то подзабыли, но времени для раскачки не будет. Вопрос: Чем машина, на которой вы поедете на этом «Дакаре», отличается от той, что вы пилотировали на «Шёлковом пути»? Айрат Мардеев: Главное отличие – коробка передач. На «Шёлковом пути» мы испытывали автоматическую трансмиссию, на «Дакаре» вернёмся к механической. С автоматом мы ещё будем работать в следующем году, но на главную гонку в году используем проверенные решения. Кроме того, поработали над развесовкой, над центром тяжести – постарались опустить его как можно ниже. Важное изменение – все машины будут с пружинными амортизаторами. Мы давно испытывали это решение, и, наконец, используем в боевом режиме. Наши конкуренты используют пружины уже давно, мы же не так быстро внедрили это решение, потому что были вопросы с надёжностью. Мы же хотели быть абсолютно уверены в них. Теперь это так, и, уверен, это добавит нам скорости на бездорожье. Вопрос: Почему вы отказались от «автомата»? В чём его минусы? Айрат Мардеев: Мы от него не отказались, над этим решением будем работать и дальше. Просто не используем на «Дакаре». Одна из проблем с автоматической трансмиссией заключается в том, что эта коробка была куплена нами у команды MKR Марио Кресса, выступающей в европейском чемпионате по гонкам грузовиков – у производителя этих коробок ZF с ними эксклюзивный контракт. Из-за этого есть ряд ограничений – мы не можем залезать внутрь коробки, не можем её дорабатывать, адаптировать и так далее. Каждое действие нам приходилось согласовывать, а это, на мой взгляд, для команды нашего уровня неприемлемо, мы хотим сами всё контролировать. А самое важное – отсутствие трансмиссионного тормоза. Точнее, он есть, но недостаточно эффективен, а его логика управления не совсем подходит для спорта, для наших задач. Поэтому теперь мы направили свои усилия на работу с другими вариантами автоматической коробки, а на «Дакар» поехали без неё. Вопрос: Из-за этого на «Шёлковом пути» вам приходилось больше использовать тормоза? Айрат Мардеев: Да, именно. Мы больше нагружали тормоза, температура колодок и их износ были значительно выше. За «Шёлковый путь» мы износили четыре комплекта тормозов, хотя обычно уходит только два. Вопрос: Какой из экипажей начнёт гонку в качестве «боевой технички»? Айрат Мардеев: Начинать будет Антон Шибалов, а затем, по ходу гонки будем смотреть на результаты – возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше. Вопрос: На «Шёлковом пути» все четыре экипажа использовали разные грузовики. На «Дакаре» разница тоже будет, или они больше похожи? Айрат Мардеев: Нет, на этот раз разницы почти нет. Три машины совершенно одинаковые – у меня, Эдуарда Николаева и Антона Шибалова. Разница только в том, что у Эдуарда другие колёса, а на грузовике Антона, как я уже сказал, на первом этапе будет установлен блок с запчастями. Что касается машины Дмитрия Сотникова, то она отличается, на ней стоит рядный 6-цилиндровый 13-литровый мотор, соответствующий регламенту 2019 года. Конечно, у всех у нас разные настройки, подвеску и тормоза каждый подстраивает под себя. Вопрос: Это последний «Дакар», на котором позволено использовать двигатели объёмом более 13-и литров. Это для вас что-то значит? Вы хотите оставить последнюю победу на 16-литровом моторе за собой, или уже ждёте, когда, наконец, получите возможность выступать на 13-литровом двигателе? Айрат Мардеев: Я каждый год рассматриваю в отдельности, и хочу выиграть каждый «Дакар», в котором участвую. Этот, разумеется, не исключение. Конечно, если всё сложится удачно и получится победить, то будет приятно осознавать тот факт, что мы ещё и оставили за собой последний успех на моторах V8 объёмом 16 литров. Но пока об этом говорить рано. Вопрос: У вас день рождения 1 января, так что все последние годы вы отмечали его уже там, в Южной Америке, вдали от семьи. На этот раз, так как гонка стартует позже, будет возможность отметить его с семьёй. Вы рады? Айрат Мардеев: Конечно, я очень рад! Восемь лет я не был дома на Новый год и день рождения, так что очень приятно, что, наконец, смогу провести их с близкими. Вопрос: Но отметить как следует не удастся, ведь на следующий день у вас самолёт! Айрат Мардеев: Да, но ничего страшного! (смеётся) На самом деле, мы спортсмены, так что в любом случае соблюдаем режим. Ну и во вторых – да, на следующий день вылетаем в Перу, на гонку. На самом деле всё равно мысли уже будут там, на «Дакаре». Так было практически весь декабрь – мы думаем только о гонке, готовимся, настраиваемся, так что сложно переориентироваться на праздники. Это не как в детстве, когда ждёшь 31 декабря целый год – в последнее время это был просто очередной день календаря. Хотя, на этот раз, думаю, всё же будет немного иначе – ведь я буду с семьёй.