Скандал вокруг строительства арены «Зенита» вышел за рамки здравого смысла. "Вряд ли это случайность": почему "Зенит-Арена" лишилась строителя? Как генподрядчик и Смольный поссорились

1. На десятом году войны греки взяли Трою, но строителям стадиона и этого срока опять оказалось мало.

На 26 декабря назначено официальное "завершение строительства", но, по словам рабочих, после праздников отделочные работы внутри чаши продолжатся как ни в чём ни бывало, и на их завершение понадобится не менее двух недель. На месяцы растянется сдача инженерных сетей, ремонт раскритикованного ФИФА выкатного поля, монтаж систем безопасности и ещё много всего другого. А впереди ещё приведение поля в соответствие с требованиями в УЕФА, которое, как признались в Смольном, обойдётся в новые миллиарды рублей.

2. Когда болельщики всё-таки попадут на первый матч, их шокируют кресла.

Во-первых, они все разные, причём сидения 50 оттенков синего и голубого распределены в совершенно произвольном порядке, и усмотреть здесь какой-то дизайнерский замысел сложно даже при большом желании. Во-вторых, многие уже смонтированные кресла выглядят так, будто их сняли со старенького стадиона Кирова перед сносом, часто попадаются и поломанные.

А ведь потом всё наверняка свалят на фанатов, - шутит разнорабочий Михаил, приславший красноречивые фото.

Вообще у сидений "Зенит-Арены" драматичная судьба. Большинство из них зачем-то закупили ещё в 2009 году в Германии за баснословные 287 млн рублей (4,5 тысячи за каждое), а потом хранили прямо под открытым небом на морозе. Этот факт выявила Контрольно-счётная палата. УЕФА признала сидения непригодными к эксплуатации, но потом их каким-то образом удалось "реабилитировать".

3. По плитке в проходах и коридорах лучше ходить на цыпочках.

По словам рабочих, её регулярно приходится перекладывать. За два дня до сдачи в полах по-прежнему зияли многочисленные бреши. По версии одного из строителей, она и дальше будет трескаться под ногами, так как в процессе монтажа нарушается технология: плиточный клей забывают тщательно наносить по краям.

4. С табло, на которых погорел бывший вице-губернатор Оганесян, всё ещё творятся странные вещи.

Одно из них смонтировали в самый последний момент, а на месте второго на рамке повесили чехол. Многие то ли в шутку, то ли всерьёз говорят, что под чехлом на самом деле экрана пока нет.

5. Если бы матч-открытие проходил 26 декабря, диктор стадиона мог бы не докричаться до фанатов.

Дело в том, что колонки, как и сидения, решили смонтировать заранее, чтобы уложиться в сроки, и, по словам участников строительства, с тех пор они сильно запылились.

При этом перед сдачей их не тестировали.

6. Планы-графики производства работ стабильно отстают от производства этих самых работ.

У нас на этаже по плану окончание работ 12 декабря, а по факту за три дня до сдачи даже не чистили ничего ещё, - признаётся один из строителей.

7. Строительный и не очень мусор заполонил многие помещения.

8. Перманентный потоп становится частью неповторимого стиля "Зенит-Арены".

9. Рабочие по-прежнему жалуются на задержку зарплат, и провидение пока глухо к их мольбам.

В офисе одного из подрядчиков за день работы обещали 2160 рублей. Я отработал шесть полноценных смен по 12 часов. Деньги удалось получить только с третьего раза. Первые два раза меня приглашали, а потом моей фамилии почему-то не оказывалось в списках, или говорили, что денег у организации нет, так как заказчик ещё ничего не перечислил компании. В итоге вместо 12 тысяч мне заплатили две. Остальные обещают выдать как-нибудь потом, точно после Нового года, - рассказал Руслан.

К слову, именно бардак с выплатами и последующий демарш рабочих летом послужили одним из внешних поводов для смены генподрядчика, но с тех пор мало что изменилось.

10. За одно неверное движение рабочий может лишиться полуторамесячного заработка.

11. Зато на объекте можно неплохо подтянуть иностранные языки.

12. И научиться следить за собой.

Как говорил Оскар Уайльд, истинный джентльмен должен мыться хотя бы раз в год.

13. Туалеты, к слову, также могли использовать не по назначению.

Во всяком случае, многие из них засорились и накануне сдачи к эксплуатации были явно не готовы.

В Санкт-Петербурге завершено строительство стадиона "Зенит-Арена" на Крестовском острове, который станет одной из площадок Кубка конфедераций 2017 г. и чемпионата мира по футболу 2018 года. Между тем сдачу стадиона в эксплуатацию вновь могут перенести на неопределенный срок.

О завершении строительных работ в понедельник, 26 декабря, сообщила Екатерина Гигиняк, представитель компании "Метрострой", которая является главным подрядчиком. "В ответ на сообщения о переносе сроков сдачи стадиона: строительные работы закончены. Соответствующие документы будут подписаны сегодня", - написала она в социальных сетях. Позже в беседе с журналистами Гигиняк уточнила, что документы будут подписаны к 13:00 по московскому времени.

В Смольном информацию о завершении строительства стадиона пока не комментируют. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Вадим Албин, курирующий этот вопрос, отказался общаться с прессой.

Ранее в понедельник источники в правительстве города сообщили журналистам, что сдача спортивного объекта в очередной раз переносится с запланированной даты на неопределенный срок. У представителей Ростехнадзора, которые принимают стадион, возникли претензии к качеству предъявляемых работ и состоянию инженерных систем. Закрывать глаза на обнаруженные нарушения инспекторы не захотели.

Возможно, причиной недовольства надзорных органов стало состояние системы управления раздвижной крышей. По регламенту сдвигаться и раздвигаться она должна автоматически, а не вручную, как это делалось на испытаниях. Подрядчик автоматизировать систему отказывается, говоря, что для ее создания и отладки требуются дополнительные средства и время.

Согласно последним договоренностям между заказчиком и подрядчиком, днем сдачи арены в эксплуатацию было назначено 26 декабря. Однако теперь точная дата начала эксплуатации объекта неизвестна. Городские власти рассчитывают, что это произойдет до Нового года, то есть уже на нынешней неделе. По некоторым сведениям, подписание документов сдачи-приемки стадиона может состояться 28 или 29 декабря.

По-прежнему остается нерешенным вопрос с вибрацией выкатного поля, которую обнаружили в ходе комиссии FIFA 31 октября. Подрядчик пообещал устранить проблему уже после сдачи стадиона в эксплуатацию, в феврале будущего года.

В настоящее время идут переговоры о способе передачи стадиона клубу "Зенит". В качестве возможных вариантов рассматриваются аренда и договор концессии. Предполагается, что соглашение заключат сроком на 49 лет, при этом "Зениту" новая арена обойдется по символической цене 1 рубль в год. К тому же его освободят от уплаты налога на имущество.

Клуб должен будет содержать арену, в частности, вложить 500 млн рублей в оборудование и материалы, которые необходимы для эксплуатации. Взамен ему отойдут права на все доходы - от продажи билетов, субаренды, торговли сувенирами, атрибутикой, едой, напитками и т. д. Оформление футбольным клубом прав на "Зенит-Арену" намечено на март 2017 года. Тогда же на стадионе пройдет первая официальная игра.

Стадион в западной части Крестовского острова с рабочим названием "Зенит-Арена" строится с 2006 года. За это время на объекте сменилось три генеральных подрядчика, а стоимость арены возросла с 6,9 до 41 млрд рублей. Сроки завершения строительства многократно переносились, что стало причиной слухов о том, что стадион не успеют сдать в эксплуатацию до чемпионата мира 2018 года.

По данным «СПАРК- Интерфакс», 25% « Метростроя» принадлежит Петербургскому метрополитену, 21% — комитету имущественных отношений Петербурга, 13,62% — гендиректору компании Вадиму Александрову, еще 23,84% — его сыну и заместителю Николаю Александрову, остальное (16,54%) — миноритариям. Госконтракт с « Метростроем» даст Смольному, который является крупнейшим акционером подрядчика, полный контроль над стройкой и возможность самостоятельно принимать решения, сказал РБК исполнительный директор компании Heads Consulting Никита Куликов. « Это все должно положительно сказаться на бюджете строительства и его сроках. Для ускорения темпов, скорее всего, будут сохранены все субподрядчики», — уверен эксперт.

Проблемы «Метростроя»

« Метрострой» также выступил субподрядчиком строительства Ленинградской АЭС-2. Из-за этого проекта у компании возникли разногласия с генподрядчиком — концерном «Титан-2» — по оплате, которые они решают в суде. В марте в «М етрострое» сотрудники ФСБ провели обыски. По данным газеты «Коммерсантъ», служба заподозрила компанию в мошенничестве при строительстве двух веток питерского метро, размеры хищений, по данным источников газеты, могут составлять несколько десятков миллионов долларов.

В ожидании FIFA

По данным «Трансстроя», бывшего генподрядчика строительства «Зенит Арены», стадион построен на 85%. Еще не готовы инженерные конструкции раздвижной крыши и выкатанного поля, а также системы электроснабжения, теплоснабжения и кондиционирования, говорится на сайте, посвященном этому стадиону.

Не дожидаясь заключения госконтракта на достройку стадиона, «около недели назад» руководители « Метростроя» появились на стройплощадке, рассказал РБК источник в субподрядной организации: «Они вникают в графики, прицениваются, изучают объемы работ». По его словам, за последний месяц появилось много новых субподрядных компаний, которые работают на устных договоренностях. «Уже сегодня специалисты «Метростроя» работают на стадионе с целью проведения анализа состояния всех объектов и составления оптимального графика работ», — подтвердил РБК Александров.

Собеседник, близкий к « Трансстрою», считает , что « Метрострой», скорее всего, сможет самостоятельно достроить раздвигающуюся крышу стадиона. Это одна из немногих компаний, способная доделать сложные инженерно-технические работы, добавляет он.

Строители, очевидно, торопятся: в среду министр спорта Виталий Мутко рассказал журналистам, что «Зенит Арена» должна быть готова в декабре 2016 года, а уже весной 2017 года сборная России проведет первый матч на этом стадионе. Он также рассказал, что проблемы со стадионом беспокоят FIFA, инспекция международной федерации планирует посетить его в октябре.

Сроки «очень сжатые», по мнению Александрова, но при правильной организации работ «выполнимые».

Беспокойство по поводу «Зенит Арены» понятно. Строительство стадиона должно было начаться еще в 2004 году, за шесть лет, до того как Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу. Но затраты на стройку росли, и Смольному пришлось менять подрядчиков. Первый контракт выиграла компания «Авант», принадлежащая Григорию Фельдману, который тогда занимал пост гендиректора «Синтез девелопмента» (входит в ГК «Синтез» экс-сенатора Леонида Лебедева). В 2008 году « Авант» заявил, что не укладывается в смету, и попросил ее увеличить с 6,9 млрд до 23 млрд руб. У компании были на то основания: реализация проекта затягивалась Госэкспертизой, а цены на стройматериалы росли. Вместо этого петербургские власти расторгли контракт и провели новый тендер.

Новый тендер выиграл « Трансстрой», который на тот момент принадлежал «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Он обещал достроить стадион за 13 млрд руб. к 2010 году. Однако в эти сроки компания не уложилась, а в 2012 году была вынуждена оставить работы, из-за того что затягивалось утверждение нового проекта стадиона, а финансирование вообще остановилось. Компания связывала эти события с приходом нового губернатора (в августе 2011 года Валентину Матвиенко сменил Георгий Полтавченко). Проект стадиона «Зенит Арена» четырежды рассматривался в Главгосэкспертизе, им интересовалась и Счетная палата. Смета непрерывно росла, а завершение строительства откладывалось. В итоге 25 июля 2016 года со скандалом был расторгнут контракт и с «Трансстроем» : Смольному не понравилось, что «Трансстрой» не позволяет контролировать свою деятельность на стадионе и постоянно требует увеличения финансирования.

Формально строительство стадиона финансируют власти Петербурга. Изначально они вели переговоры об участии в этом проекте с несколькими инвесторами, помочь согласился «Газпром». Он не стал прямым инвестором стадиона, но начал перевод своих структур из Москвы в Петербург, чтобы платить там налоги, которые идут в том числе на строительство «Зенит Арены». « Газпром нефть» переехала еще в 2006 году, сейчас к ней присоединяются крупные департаменты газовой монополии. Сейчас смета стадиона остается на уровне 39,4 млрд руб. (рассчитывалась до последних двух тендеров), но об ее увеличении может идти речь после положительного заключения госэкспертизы, сказал РБК представитель вице-губернатора Петербурга Игоря Албина.

17:59 — REGNUM Власти Санкт-Петербурга обнародовали список причин, по которым спустя восемь лет они все же потеряли терпение и решили расторгнуть контракт с генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове. В Совфеде РФ уже опасаются за имидж России, поскольку в таком случае «Зенит-Арену» вряд ли успеют построить к Кубку Конфедерации, а значит — не выполнят обязательства перед FIFA.

Евгений Асмолов/ ФК «Зенит»

Губернатор больше не верит

Новую футбольную арену, которая после проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года будет передана футбольному клубу «Зенит», заложили в западной части Крестовского острова еще в 2007 году. С тех самых пор смета проекта неоднократно росла на фоне заявлений региональных и федеральных политиков о том, что ее рост окончательно остановился. Так, проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах. Каждый раз стоимость арены увеличивалась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до возможных 43,8 млрд рублей. На данный момент смета строительства стадиона составляет 39,2 млрд рублей, он готов на 85%.

Сегодня городские власти решили расторгнуть контракт с генеральным подрядчиком стадиона. «Трансстрой» получил соответствующее уведомление минувшим утром, как раз, когда губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, инспектируя очередную стройку, разочарованно заявил, что больше не верит обещаниям строителей после очередного скандала с долгостроем «Зенит-Арена».

Глава компании «Трансстрой» Виталий Лазуткин уже заявил, что в случае расторжения будет судиться со Смольным. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе компании, в настоящее время готовится юридический ответ на действия городских властей, и пока у генподрядчика есть 10 дней на устранение замечаний. Лазуткин подчёркивает, что подобный ход со стороны Смольного негативно отразится на сроках сдачи объекта.

Власти города, между тем, уверены, что «Трансстрой» не уложится в 10 дней, и решительно настроены на поиск нового подрядчика «Зенит-Арены». «Конкурсные мероприятия можно будет провести по упрощенной системе, на это потребуется 3 недели», — рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Петербурга.

Позорный долгострой

О серьезных имиджевых потерях России из-за срыва сроков возведения петербургского стадиона сегодня уже заявил, инспектируя долгострой, председатель временной комиссии Совета Федераций по подготовке и проведению чемпионата мира Вадим Тюльпанов. «Мы будем советовать губернатору Полтавченко сделать все возможное и невозможное, чтобы достроить стадион. Потому что это будет удар, нанесённый по России, если в Петербурге не состоится матч Кубка Конфедерации», — сказал он, напоминая об обязательствах, данных Россией FIFA о проведении игры уже летом 2017 года.

Напомним, что незадолго до решения разорвать контракт «Инжтрансстрой СПб» в очередной раз попросил Смольный увеличить смету стройки. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, в течение последнего года все требования генерального подрядчика компании «Трансстрой» сводились к трем основным идеям: «мы не успеваем построить стадион в срок», «дайте еще денег» и «не надо нас контролировать». Всего же у правительства Петербурга накопилось девять веских причин для столь радикальных мер.

Деньги исчезают в полдень

Во-первых, компания работает на объекте с 2008 года, но за семь лет стоимость стадиона выросла с 13 до 34,9 млрд рублей, и этих денег все равно не хватило, отмечают в правительстве. В июне 2016 года по инициативе «Трансстроя» принято решение о выделении дополнительных 4,3 млрд из бюджета. Также, по просьбе корпорации, Смольный был вынужден обеспечить авансирование объекта на сумму 2 млрд рублей — то есть, за часть работ платить деньги вперед.

При этом в адрес правительства 12 июля поступило обращение, в котором говорилось о регрессе на строительной площадке и отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике проекта. «Это означает, что генподрядчиком в очередной раз поставлен вопрос о дополнительном финансировании строительства стадиона. Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей», — рассказали в администрации города о второй причине. Соответствующие документы чиновники уже отправили в правоохранительные органы.

В-третьих, на протяжении всего периода строительства правительство Петербурга постоянно выделяло деньги вперед — на 12 июля неотработанные авансы составили 3,6 млрд рублей. Но, несмотря на это, подрядчик привлек кредиты на 3,5 млрд, на оплату процентов по которым уже потрачено 770 млн из бюджета строительства стадиона, а до конца 2016 года будет выплачено еще 240 млн рублей.

Отставание от графика и отсутствие трудовых ресурсов

Четвертая причина заключается в том, что в 2016 году генподрядчик должен провести работы на 5,5 млрд рублей, но на данный момент «фактическое выполнение» тянет только на 1,2 млрд. Причем собственными силами «Трансстрой» отработал только 295 млн, отмечают власти Петербурга, остальное сделали привлеченные им субподрядчики. «Генподрядчик дискредитировал себя, не выполняя обязательства по госконтракту и всячески затягивая принятие необходимых производственных и управленческих решений. Хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов», — подчеркнули в правительстве города.

Отвечая на встречный выпад «Трансстроя», чиновники называют пятую причину разрыва контракта. По их словам, проводимые в настоящее время изменения в проектной документации никоим образом не мешают текущим работам и не влияют на выполнение графика. При этом, подчеркивают в Смольном, тогда как необходима мобилизация трудовых ресурсов на строительной площадке и численность рабочих в июле 2016 года должна была составлять около 3 тысяч человек, на площадке присутствуют не более 1200 рабочих и не обеспечена работа в двухсменном режиме. «Отставание от графика производства работ по отдельным видам составляет более трех месяцев», — резюмируют власти города.

Напомним, накануне «Трансстрой» обвинил администрацию Петербурга в срыве сроков сдачи объекта. В частности, в отсутствии проектных решений, наличии неоплаченных работ на сумму 1 млрд рублей, отсутствии компенсации по убыточным работам и поставкам, а также отсутствии профессиональной эксплуатационной службы с официальным, документально закрепленным статусом.

Последние капли

Кроме того, приводят восьмую причину расторжения контракта власти Петербурга — подрядчик должен содержать объект до ввода в эксплуатацию, но игнорирует данные обязательства. При этом правительство города создало штаб, который заседает ежедневно и контролирует работы на стадионе. За каждым отдельным объектом на стадионе закреплен свой куратор. «Таким образом, заказчик фактически подменяет все технические службы генподрядчика, у которого нет ни одного полноценного органа, способного обеспечить управление работами», — называют седьмую причину в Смольном.

Помимо прочего, именно город был вынужден привлечь компетентных специалистов из профильных организаций, чтобы те помогли завершить работы на инженерных сетях и по благоустройству территории, а также организовали поставку оборудования и материалов на сумму 3,5 млрд рублей с отсрочкой платежа. Однако — и это седьмая причина — генподрядчик не согласовал соответствующие договоры, что помешало своевременно поставить и смонтировать на стадионе оборудование на сумму 3 млрд рублей, необходимого для ввода стадиона в эксплуатацию.

Последней каплей для властей города стала телеграмма от председателя наблюдательного совета Олега Дерипаски о том, что он не владеет компанией «Трансстрой». «Правительству Санкт-Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном, капиталоемком объекте, финансируемом в остаточной стоимости более чем на 11 млрд рублей за счет средств городской казны. Являясь держателем многомиллиардного госконтракта, руководство корпорации «Трансстрой» не нашло времени и возможности для общения с правительством Санкт-Петербурга по вопросам строительства стадиона», — возмущены власти города.

Попугают и достроят?

Вместе с тем, менять подрядчика за полгода до сдачи объекта не стоит, считает Вадим Тюльпанов. Впрочем, сенатор уверен, что до реального разрыва контракта дело не дойдет. «Просто пугают друг друга по-хорошему», — предположил он.

Примерно об этом заявляет и генподрядчик. «Для нас совершенно очевидно, что решение заказчика строительства стадиона на Крестовском острове вручить уведомление о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым», — заявили в «Трансстрое» о давлении со стороны городских властей.

В компании подчеркнули, что замена генподрядчика при 85%-й готовности объекта делает невозможными завершение строительства в течение 11 месяцев. «Подобные непоследовательные решения комитета по строительству Санкт-Петербурга, а также постоянно меняющиеся условия, отсутствие согласованной проектной документации, нерешенные вопросы с финансированием означают лишь, что стадион не будет готов к проведению Кубка Конфедераций», — также предостерегли в «Трансстрое».

«Нужно ещё раз сесть за стол и, переломив себя, умерив свою гордыню, договориться», — резюмировал сенатор Вадим Тюльпанов, завершая сегодняшний визит на строящийся объект.

За десять лет, в течение которых будущий стадион «Зенита» находится в центре внимания, это грандиозное сооружение перекочевало из разряда архитектурных произведений искусства в список наиболее скандальных долгостроев современности.

Сегодня, когда открывается новая глава в истории возведения стадиона, когда генеральный подрядчик устраивает настоящую информационную войну с официальными властями Санкт-Петербурга, мы вспоминаем, как всё начиналось и к чему в итоге привело. Для этого ответим на пять главных вопросов о строящемся на Крестовском острове стадионе, который в народе называют «Зенит-Ареной».

Когда завершится строительство?

В 2007 году, когда было принято окончательно решение о начале строительства стадиона на Крестовском острове, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко назвала сроком сдачи сооружения в эксплуатацию конец 2009 года.

С тех пор предположительная дата завершения строительства множество раз переносилась по всевозможным причинам. Сначала грянул кризис 2008 года, что привело к подорожанию строительства, проблемам у застройщика и смене генерального подрядчика. Затем были бесконечные проверки и иски в связи с растратой средств. После этого был новый кризис, в результате которого стоимость строительства скакнула ещё выше. И вот мы вновь наблюдаем процедуру смены подрядчика.

Сегодня в качестве окончательной даты завершения строительства называется конец 2016 - начало 2017 годов. Эта дата в любом случае является крайней, ведь летом 2017 года стадион в Санкт-Петербурге станет одним из четырёх, которые примут традиционный турнир, предшествующий чемпионату мира, намеченному на 2018 год, — Кубок конфедераций.

Сколько стоит строительство?

Изначально на строительство нового стадиона в Санкт-Петербурге планировалось потратить порядка 6,7 миллиарда рублей. На тот момент это составляло порядка 268 миллионов долларов.

Уже в апреле 2008 года стоимость строительства скакнула сначала до 13-14 миллиардов рублей, а к концу 2008 года и вовсе составила порядка 24 миллиардов рублей. На тот момент по текущему курсу это равнялось почти 900 миллионам долларов.

Ещё через четыре года, в октябре 2012-го, кто-то озвучил цифру в 43,8 миллиарда рублей, что по текущему курсу составляло более 1,4 миллиарда долларов. В этот момент заговорили о том, что стадион в Санкт-Петербурге будет самым дорогим спортивным сооружением на планете.

Правда, с тех пор ценник в рублях слегка упал. В июне 2016 года законодательное собрание Санкт-Петербурга ограничило бюджет постройки арены 39,2 миллиарда рублей. В то же время вдвое вырос и курс доллара по отношению к рублю. Поэтому окончательная цифра в иностранной валюте пока выглядит не так шокирующе — «всего» 620 миллионов долларов по нынешнему курсу. Правда, учитывая, что большая часть средств была потрачена при другом курсе, на самом деле в долларах сумма будет выглядеть внушительнее.






Какое место по стоимости в мире занимает стадион «Зенита»?

Учитывая скакнувший в 2014 году курс доллара, питерский стадион вряд ли теперь станет самым дорогим футбольным сооружением в мире, но и от первой строчки тоже далеко не уйдёт.

Первенство же отдано легендарному «Уэмбли», который не принадлежит ни одному клубу. На нём проводит свои домашние матчи сборная Англии, а также разыгрывается финал английского Кубка. В своё время его реконструкция, больше похожая на возведение новой арены, обошлась англичанам в 1,25 миллиарда долларов.

Далее идёт бразильский стадион в столице, городе Бразилиа, который был построен к чемпионату мира 2014 года и обошёлся правительству в 900 миллионов долларов. За ним следует ещё один лондонский гигант — домашний стадион футбольного клуба «Арсенал», постройка которого стоила 750 миллионов долларов.

И пока лишь на четвёртом месте среди футбольных стадионов идёт арена на Крестовском острове. Как мы уже приблизительно подсчитали, стоимость её строительства составит порядка 620 миллионов долларов, если считать по текущему курсу.

Кто оплачивает строительство?

Когда только появилась информация о строительстве стадиона на Крестовском острове, планировалось, что оплачивать его возведение будет компания «Газпром». Впоследствии арена должна была перейти на баланс футбольного клуба «Зенит», который также принадлежит газовому гиганту.

Однако спустя некоторое время появилась информация о том, что строительство стадиона будет оплачено из средств городского бюджета. Бюджет строительства тут же увеличился в два раза — до 13-14 миллиардов рублей, а позже достиг и вовсе почти 40 миллиардов.

Сейчас также неизвестно, на балансе какой организации будет находиться стадион после завершения строительства и окончания чемпионата мира по футболу 2018 года. Ходили слухи, что «Зенит» может даже отказаться принимать на себя ответственность за арену, так как стоимость её содержания превышает доход, который она способна приносить футбольному клубу.

Почему строительство стадиона стоит так дорого?

Строительство «Зенит-Арены» обходится Санкт-Петербургу так дорого, потому что эта арена будет одной из самых технически оснащённых на планете.

Стандартный пример — выкатное поле. Газон стадиона сможет на рельсах выезжать за пределы арены, чтобы его можно было проветривать. Это необходимо для создания и поддержания качественного травяного покрытия, так необходимого для игры в футбол на высоком уровне.

Кроме того, «Зенит-Арена» будет обладать уникальной системой пожаробезопасности. И дело тут даже не в том, как стадион будет практически без помощи извне бороться с возгораниями в подтрибунных помещениях. Самое интересное — робот-пожарник, который сможет устранять огонь прямо на трибунах. Он будет способен автоматически определить очаг возгорания, будь то подожжённое фанатами кресло или зажжённая петарда. Направленной струёй воды робот сможет ликвидировать возгорание, предотвратив угрозу.

Также стадион будет оснащён одной из лучших на планете систем безопасности, которая будет распознавать болельщиков, их билеты, а также в реальном времени выводить на монитор всю информацию о фанате, которая может понадобиться правоохранительным органам.

О том, что крыша стадиона на Крестовском острове, которая создана, кстати, из светопропускающих материалов последнего поколения, будет сдвигаться и раздвигаться, чтобы не дать непогоде испортить матч, наверное, и говорить не стоит.